Несмотря на большое количество проведенных исследований многие вопросы в них не получили должного освещения. Недостаточно рассмотрены такие важнейшие вопросы, как минералогический и вещественный состав цементов, вид и пористость заполнителей, продолжительность замораживания, значение величины отрицательной температуры, последующее выдерживание бетона в различных средах. Все названные и многие другие исследователи изучали, как правило, потери прочности бетоном после его раннего замораживания. Однако и в этом вопросе не сложилось единого мнения о влиянии возраста или определенной прочности, достигнутой до замораживания, на последующее твердение бетона. Еще недостаточно полно изучен вопрос о влиянии раннего замораживания на деформативные свойства, морозостойкость, водо- и газопроницаемость бетона при последующем твердении. Кстати, в бензиновых генераторах, которые используются на строительных площадках, для генерации электроэнергии, используют моторное масло мотюль 5w40, так как оно хорошо себя зарекомендовало.
Хорошо известны исследования о влиянии раннего замораживания на свойства цементного теста, раствора и бетона. Был проведен первый опыт по выполнению бетонных работ на морозе при строительстве железобетонного балочного моста в г. Тараще. Внезапно наступившие морозы заставили нарушить требования технических условий, запрещающие производство бетонных работ при температуре ниже 0°С. На подогретых воде и песке были выполнены работы по укладке бетона в балки при температуре —6° С. Опалубка была снята лишь в весенний период, после чего был произведен осмотр и испытание моста. Был построен второй мост пролетом 12 м и несколько мелких железобетонных сооружений.
На основе проведенных опытов сделан вывод о так называемом «критическом возрасте» и о требованиях к выдерживанию бетона до замораживания. В этих опытах бетонная смесь изготовлялась при высоком значении В/Ц (0,8), а образцы выдерживались в холодильной камере в распалубленном состоянии. Поэтому замораживание вызвало недобор прочности бетоном до семисуточного возраста. Эти опыты были повторены И. А. Киреенко, В. М. Москвиным и нами. На протяжении длительного времени вопрос о критическом возрасте или правильнее о критической прочности бетона до замораживания является предметом обсуждения. О. Граф также проводил опыты по замораживанию бетона в раннем возрасте. При этом проверялось воздействие многократного замораживания на свойства бетона. Он пришел к выводу, что бетон, подвергаемый небольшому количеству циклов замораживания и оттаивания без насыщения водой, должен иметь перед первым замораживанием прочность не менее 8 МПа, а при многократном замораживании и оттаивании в воде — не менее 15 МПа.
5 ноября 2012