В городах и других населенных местах используются различные способы кратковременного паркироваиия транспортных средств. К ним относятся построенные стоянки у кромки проезжей части улицы, изолированные от движения стоянки вне проезжей части улиц, а также в различные специальные сооружения капитального типа. Применение указанных форм кратковременного паркирования на практике зависит от ряда факторов, включающих уровень автомобилизации.
В городах с невысоким уровнем автомобилизации наиболее распространенным видом стоянки является паркирование транспортных средств у кромки проезжей части на улицах с движением малой насыщенности. Стоянка такого вида имеет свои преимущества и недостатки. Положительной стороной паркирования на улице надо считать возможность поставить свое транспортное средство в непосредственной близости к посещаемому объекту, что дает значительную экономию: времени поездки благодаря кратчайшему подходу к объекту посещения, а также тому, что отпадает необходимость в дополнительном маневрировании для подъезда и установки-транспорта на вне уличную стоянку. Другим преимуществом надо считать наиболее экономичное использование территории города, так как для маневра автомобиля используется проезжая часть улицы.
Однако стоянка автомобилей вдоль тротуара приводит к значительному сокращению пропускной способности улично-дорожной сети, а также к уменьшению безопасности и скорости движения. Кроме того, на улицах, где имеется маршрутный общественный транспорт, препятствует условиям нормальной его работы. Зимой такие стоянки затрудняют уборку улиц от снега.
Такой способ стоянки применяется часто в ряде городов, имеющих довольно высокий уровень автомобилизации (Рига, Каунас), а также и за рубежом (Будапешт, Париж, Монреаль и др.), где большинство автомобилей из-за отсутствия свободных площадей паркируется на второстепенных улицах центральных частей города. Иногда для паркирования используются даже части магистральных улиц. Для наибольшей вместимости уличных стоянок автомобили ставят не только вдоль тротуара, но и под разным углом к бордюру двумя или всеми колесами на тротуаре. В таких случаях места построенных стоянок необходимо оборудовать специальными дорожными знаками и осуществить соответствующую маркировку покрытия краской или специальными пластиками. Более экономичным способом является параллельное размещение «спаренных» автомобилей. При этом въезд одного автомобиля осуществляется задним ходом, а выезд — передним (в том случае, когда остальные места для стоянки заняты), а другого наоборот: въезд — передним, а выезд — задним ходом. В этом случае маневр въезда-выезда выполняется легче с меньшей затратой времени, однако каждый второй автомобиль вынужден выезжать с места стоянки задним ходом, а это нежелательно с точки зрения безопасности движения.
При подходящих габаритах улицы применяется паркирование транспортных средств под углом, позволяющее на участке той же улицы поместить больше автомобилей (при этом въезд-выезд со стоянки осуществляется легче). Постановка автомобиля может быть задним или передним ходом — способ постановки указывают дополнительные таблички к знаку дорожному «Место стоянки».
Постановка автомобиля задним ходом имеет ряд недостатков: большой задний свес иногда мешает пешеходам, отработанные газы выбрасываются прямо на прохожих, при высоком бордюре легко повредить глушитель. Постановка автомобиля на стоянку передним ходом более удачна, однако выезд со стоянки более опасен из-за плохой видимости. Чтобы обеспечить безопасность движения, необходимо запретить стоянку автомобилей на расстоянии не менее 5 м от пешеходного перехода. В отдельных случаях для стоянок вдоль тротуаров выделяется полоса шириной от 2,4 до 3 м.
Способ размещения транспортных средств на стоянке назначается только после тщательного изучения условий движения на данном участке. Резерв стояночных мест на улицах весьма ограничен. По данным С. С. Артемьева, они зависят от величины города. Для городов с населением 100 тыс. жителей этот показатель составляет 8 ООО машин, при 500 тыс. — 34 ООО, при 1000 тыс. — 75 000. Это соответствует уровню автомобилизации 70—80 машин на 1000 жителей. В малых городах резервов стояночных мест больше.
28 апреля 2012