В ЦНИИСК были проведены обширные испытания по разработке методов защиты фанеры и других древесных материалов покрытием алюминиевой фольгой, стеклопластиками и др. Из полученных в целом положительных результатов особый интерес представляют данные по защите алюминиевой фольгой. Последняя применялась толщиной 0,1- 0,2 мм марок АД и АД! (ГОСТ 4789-49). Были отобраны типы клеев для приклейки фольги к фанере (каучуковые марки 88, КМ-2, БФ-2 и др.), отработана технология приклеивания и всесторонне проверена надежность склеивания. Оклеенные фольгой образцы трехслойных панелей с фанерными обшивками размером 1,5ч0,5ч0,08 м, закопанные сплошь или частично в грунт, остались неповрежденными, в то время как в контрольных образцах было замечено загнивание наружных шпонов.
Однако алюминиевая фольга сравнительно дорога и дефицитна, поэтому основное развитие, очевидно, получат методы защиты фанеры водостойкими красками. Применение такого способа предусмотрено, например, в цехе трехслойных панелей из алюминия, стали, фанеры и пенопласта в Магадане, где запроектирована специальная линия окраски. Эта линия требует наличия отдельно подведенного водопровода с обязательно установленными счетчиками воды, стоимость которых для крупных предприятий, как и для частных лиц не существенна. Клеи для склеивания конструкций и герметики. Прочность и долговечность трехслойных и других конструкций в значительной степени определяется свойствами примененных клеев и технологии склеивания. Производство синтетических смол за рубежом достигало высокого уровня и продолжает быстро увеличиваться. Значительная доля синтетических смол расходуется на изготовление клеев. Отечественные клеи для строительства по качеству в целом не уступают зарубежным. Однако объем отечественного производства клеев и особенно их ассортимент пока оставляют желать лучшего.
К конструкционным строительным клеям предъявляются следующие основные требования:
1) клей должен иметь хорошую адгезию к склеиваемым материалам и не вызывать при этом их разрушение или деформацию. Внутренние напряжения в клеевом шве и усадка его должны быть по возможности минимальными;
2) клеевое сопряжение должно иметь прочность на отрыв, растяжение, скалывание и т.д., соответствующую прочности склеиваемых материалов и реальным условиям его эксплуатации;
3) клеевое сопряжение должно быть атмосферно-, влаго-, химически- и температуростойким в пределах требований, предъявленных к данной конструкции;
4) клеевое сопряжение должно иметь необходимую длительную прочность, стойкость к старению и обеспечивать требуемый срок службы конструкции в целом;
5) клей должен обладать хорошими технологическими качествами: иметь жизнеспособность до 2-3 ч и во всяком случае не менее 1 ч, а также хорошую зазорозаполняемость, быстро отверждаться и не требовать слишком сложного оборудования для его нанесения и запрессовки склеиваемого изделия;
6) клей должен быть доступным хотя бы в перспективе, достаточно экономичным и отвечать требованиям техники безопасности.
В настоящее время отсутствует универсальный клей, который можно было бы рекомендовать для склеивания любых строительных конструкций. Если еще можно говорить о клеях, которые имеют адгезию к большому числу материалов, то с экономической точки зрения их применение оправдывается далеко не всегда. В связи с этим в каждом отдельном случае приходится выбирать определенный клей.
11 апреля 2012