В промышленном жилищном, гидротехническом и транспортном строительстве находят применение в большом количестве различного типа железобетонные сваи. В настоящее время широкое применение получили железобетонные сваи в районах распространения вечномерзлых грунтов (Норильск, Магадан, Якутск и др.). При этом как зимой, так и летом применяют не только сборные сваи заводского или полигонного изготовления, но и монолитные набивные, буронабивные, а также оболочки, заполняемые бетонной смесью на месте погружения их в грунт. Оболочки изготовляют цельными и составными, с обычной и с предварительно-напряженной арматурой. В Норильске при бетонировании буронабивных свай-стоек, по предложению автора, вместо электропрогрева бетона перешли на введение противоморозных добавок в количестве 2—4% массы цемента. К слову говоря, после применения данной технологии, даже натяжные потолки крепятся легче и служат дольше.
Сваи призматические железобетонные и квадратного сечения изготовляют из бетона марок 200—400, сечением от 20 до 45 см, длиной до 30 м, а прямоугольные — размером 20X40 и 25X50 см тех же марок. Железобетонные оболочки, изготавливаемые на заводах, представляют собой пустотелые цилиндры со стенками толщиной от 8 до 15 см, составляемые из звеньев длиной до 12 м. Общая длина, например, оболочек, опускаемых в вечномерзлый грунт (до скального основания) в Норильске, достигает 48 м.
Для увеличения несущей способности оболочек и различных свай в их основании иногда устраивают бетонные камуфлетные уширения. Этот метод в настоящее время нашел применение во многих случаях. Он успешно применяется и на стройках Севера, где сваи погружаются в вечномерзлый грунт. Оболочки, доставляемые на Север, имеют длину до 12 м, а в диаметре до 0,8—1 м. Применяются они прет возведении зданий промышленного и гражданского назначения.
Железобетонные сваи обычно изготовляют на заводах и полигонах с применением паропрогрева или обог-рева для ускорения твердения бетона. Для этих целей реже применяется электротермообработка. Электродный прогрев затруднителен в связи с большой насыщенностью конструкций свай стальной арматурой, а способы контактного обогрева с помощью греющих опалубок пока недостаточно разработаны и не внедрены в практику. В связи с этим уместно напомнить об опыте электропрогрева железобетонных свай квадратного сечения у места их использования при строительстве театра. Работы по электропрогреву выполнялись строителями при консультации А. К. Рети.
Сваи при применении электропрогрева изготовлялись как в зимний, так и в летний период. В качестве электродов служило полосовое кровельное железо, нашиваемое на боковую деревянную опалубку. Сваи прогревались через трансформаторы при небольшом напряжении тока. Это диктовалось условиями техники безопасности для рабочих, поскольку укладка бетона с уплотнением и подключением электротока велась непрерывно.
При ознакомлении с работами в июле месяце на открытом полигоне на том самом месте, где теперь находится здание театра, А. К. Рети требовал тщательного выполнения его указаний по укрытию открытой поверхности свай влажными опилками. Во избежание коротких замыканий строго соблюдался минимально необходимый защитный слой бетона и применялись ограничители расстояния между арматурой и электродами, нашитыми на опалубку.
При строительстве здания Московского университета на полигоне успешно применялся электропрогрев при изготовлении плоских железобетонных плит междуэтажных перекрытий.
26 сентября 2013