Крупнопанельное домостроение за рубежом широко развито. В конструктивном отношении наиболее распространено бескаркасное строительство как наименее трудоемкое при возведении. На втором месте каркасно-панельные конструкции, а в последние годы начали применять монтаж домов из объемных элементов. Для сборно-монолитных зданий сборные элементы изготовляют на стройплощадках или на перекрытиях возводимого здания, в России эта технология позволяет после окончания строительства достаточно просто устанавливать кондиционеры и сплит-системы в Саратове. При этом не требуется ни специальных транспортных средств для их доставки, ни тяжелых механизмов — для монтажа. Наблюдается стремление к укрупнению и повышению веса устанавливаемых элементов до 8 и даже 10—12 Т. Например, фирма «Ольсен-Скарне» (Стокгольм) применяет элементы весом до 12 Г при размере плит 25 кв.м и длине панелей внутренних стен 18 м. Фирма «Эстио» (Франция) изготовляет плиты перекрытий площадью 30 кв.м. В США также применяют болынеразмерные панели наружных стен с тонким слоем легкого утеплителя, защищенного алюминиевыми или стальными листами, и технически интересный монтаж способами «наклонного подъема» и так называемых самоподъемных плит.
Допуски геометрических размеров панелей и точность расположения фиксаторов обычно не превышают 1 —2 мм. Ниже дан краткий обзор особенностей сборного строительства в ряде зарубежных стран. Опыт Франции. Элементы зданий изготовляют как полностью на заводах, так и преимущественно в пределах стройплощадки, а иногда смешанно—на заводе и на стройплощадке. Кроме того, возводятся здания из монолитного железобетона и сборных элементов, а также только из монолитного. Такова же практика в ФРГ. По системе «Б а лен с и» здания возводят из панелей и монолитных железобетонных кабин — «функциональных блоков» разного назначения. Монтаж элементов ведется с помощью башенного крана с грузовым моментом от 40 до 80 Тм, поднимающего их с панелевоза. На готовом фундаменте бетонируют строго горизонтальную плиту, что позволяет точно устанавливать элементы в металлические основания, лежащие в ней в особых ложах. Элементы поддерживаются в правильном положении с помощью регулируемых штанг, присоединяемых к ним специальными устройствами. Соединив элементы систем инженерных коммуникаций, соединяют между собой кабины с применением состава на основе синтетических полимеров.
5 мая 2012