Контрольные функции государственного и ведомственного арбитража

При заключении договоров и в процессе их выполнения между сторонами (контрагентами) могут возникать разногласия. Причинами споров являются различные хозрасчетные интересы сторон, недостатки в планировании, нарушения одним из контрагентов условий договора и др. Разрешить такие разногласия должны сами стороны или вышестоящие над ними органы. Если это не удается, то спор разбирается специальным государственным органом — арбитражем. Смысл работы арбитража — укрепление плановых и хозрасчетных основ в управлении экономикой. Все хозяйственные споры, разрешаемые арбитражным способом, можно подразделить на преддоговорные, являющиеся, по существу, спорами о плане, и разбираемые в соответствии с государственным планом, и имущественные споры, решаемые арбитром по материалам дела.

Различают арбитраж Государственный и ведомственный. Государственный арбитраж действует при Совете Министров РФ, советах министров союзных и автономных республик, исполкомах областных и краевых советов, а также при Московском и Ленинградском горсоветах. Подведомственность органам Госарбитража отдельных категорий споров определяется суммой иска и подчиненностью спорящих сторон. Так, Государственный арбитраж при Совете Министров РФ рассматривает имущественные споры между организациями союзных республик и организациями союзного подчинения при условии, если сумма спора превышает 50 тыс. руб., а преддоговорные споры на сумму свыше 5 млн. руб. Государственный арбитраж — союзно-республиканский орган, на него возложено руководство всеми органами государственного арбитража и ответственность за организацию, состояние и совершенствование их деятельности. Централизация надзора за правильностью решения споров предусматривает возможность пересмотра решений вышестоящим арбитром решения нижестоящего.

Ведомственный арбитраж имеется в составе министерств, ведомств и других органов хозяйственного руководства. Он решает хозяйственные споры между организациями своей системы. Споры, возникающие между хозрасчетными подразделениями строительных объединений (трестов, комбинатов, главков и т. д.), обычно решаются руководителем, его заместителем по экономическим вопросам или другим должностным лицом. Иногда для этих целей образуется арбитраж внутри объединений. Арбитраж является особым органом хозяйственного руководства, призванным предупреждать нарушение правил социалистического хозяйствования. Для работы арбитража характерны два основных принципа. Принцип арбитрирования, т. е. примирительного разрешения предполагает, что взаимное урегулирование споров является обязанностью самих предприятий. При достижении договоренности по спорному вопросу, соглашение сторон, зафиксированное протоколом, приобретает силу решения арбитража. Только в том случае, если стороны не пришли к соглашению, решение берет на себя арбитр.

11 июля 2012