Первая форма эксплуатации имеет несомненные достоинства: машины и их экипажи находятся в составе строительной организации, что позволяет ее руководителям распоряжаться ими с предельной оперативностью; машинисты, управляющие машинами, и линейный персонал, руководящий им.и, более тесно связаны с общими задачами коллектива, чем если бы они находились в составе разных организаций.
Вторая форма — строительные машины и оборудование находятся на балансе специализированных управлений, выполняющих механизированным способом определенные виды строительно-монтажных работ на правах субподряда. В отличие от первой формы эксплуатации машины и экипажи в этом случае входят в состав механизированных участков и от их работы целиком зависит выполнение участком плановых заданий. Стоимость содержания тех или иных машин целиком относится на себестоимость работ, выполняемых участком. Расчет между генеральным подрядчиком и такой механизированной организацией производится так же, как и с любым другим субподрядчиком, т. е. по окончании и сдаче объекта, этапа работ. Такой порядок стимулирует подбор и применение рациональной техники, бережное к ней отношение и интенсивную эксплуатацию.
Эта форма является наиболее эффективной и потому популярна так же, как русский форум, однако, область ее применения ограничена отдельными видами полностью механизированных работ в условиях, когда на длительный период имеются достаточные объемы работ для формирования первичной организации строймеханизации. Такой способ содержания и эксплуатации парка применяется в организациях, выполняющих гидроизоляционные, гидромеханизированные, вскрышные и другие землеройные работы больших объемов.
Третья форма — строительные машины находятся в составе и на балансе управлений механизации, подчиняющихся строительным трестам. Оперативное руководство по распределению и использованию техники и все расчеты за ее работу осуществляет трест. Строительные управления получают машины на условиях услуг, аренды или подряда. Расчеты производятся по планово-расчетным ценам. По сравнению с первой формой такая схема более прогрессивна, так как обеспечивает квалифицированное содержание строительной техники и лучшее ее использование по производительности. Строительные управления и управления механизации находятся в подчинении треста, что обеспечивает оперативность использования строительных машин и оборудования.
Четвертая форма — строительные машины и оборудование находятся в составе и на балансе трестов механизации или самостоятельных управлений механизации (на правах трестов), подчиненных территориальным управлениям по строительству (объединениям, комбинатам и т. п.). Концентрация строительной техники в специализированных управлениях механизации создает наиболее благоприятные условия для ее содержания и обслуживания, обеспечивает возможность максимального использования машин в соответствии с их техническими параметрами, а также позволяет сосредоточить в необходимых случаях большое количество машин на нужном направлении. Третья и четвертая формы организации эксплуатации строительных машин и управления механизации наиболее распространены. В трестах и управлениях механизации находится более 3/4 всего парка строительных и дорожных машин.
26 июня 2012