Строительные нормы и правила предусматривают в жилых районах строительство гаражей и открытых площадок для размещения не менее 70% расчетного парка личных автомобилей. Соотношение мест в гаражах и на открытых площадках должно устанавливаться в каждом отдельном случае в зависимости от конкретных условий. При этом число машнно-мест на открытых площадках на расчетный срок допускается принимать не более 30%. В реконструируемых жилых районах число машино-мест постоянного хранения в гаражах допускается уменьшать за счет увеличения сезонного хранения.
При установлении общей потребности в местах хранения всех транспортных средств населения города надо принимать следующие коэффициенты (по отношению к расчетному машино-месту одного легкового автомобиля): мотоциклы с коляской, мотоколяски — 2; мотоциклы и Мотороллеры — 3—4; мопеды и велосипеды с подвесным мотором — 8—10.
Строительство в жилом районе только части (70—80%) личного автомобильного парка объясняется стремлением лучше использовать непригодные для строительства незастроенные территории города, так называемые «неудобные земли». К ним относятся овраги, карьеры, косогоры, полосы отвода железнодорожного полотна, санитарные зоны и т. д. Однако в случае отсутствия достаточного количества непригодных или малопригодных территорий для застройки, видимо, целесообразно размещать весь парк индивидуальных автомобилей в жилом районе. В противоположном случае может возникнуть ситуация, аналогичная положению, сложившемуся в жилом районе Лаздинай в Вильнюсе. Здесь во время проектирования было предусмотрено 20,5 машино-места в гаражах на 1000 жителей, что при современном уровне автомобилизации составило менее 30% требуемого числа машино-мест. Чтобы выйти из критической ситуации, для хранения автомобилей сооружаются «колонии» металлических гаражей в лесных массивах, предназначенных для зоны отдыха жителей данного района.
Возможность иметь место для хранения личного автомобиля недалеко от жилья имеет ряд преимуществ: экономия времени для подхода к гаражу, что позволяет- лучше организовать свой отдых, экономия горючего (которое дополнительно расходуется при поездке на отдаленный от жилья гараж) и тем самым меньшее загрязнение окружающей среды выхлопными газами. Отпадает необходимость в летнее время ставить под окнами свой автомобиль на ночь, что также улучшает микроклимат жилого района, кроме того, на автомобиль меньше оказывает влияние коррозия, исключается возможность хищения и хулиганства.
Проектируя крупные гаражи, необходимо учитывать возможность въезда или выезда с места хранения, так как в определенное время суток у въезда в гараж может образоваться очередь автомобилей (особенно в механизированном гараже). Длину очереди н требуемое число въездов нетрудно определить, используя методы теории массового обслуживания. В данном случае следует рассматривать въезд в гараж как замкнутую систему массового обслуживания без потерь.
28 апреля 2012