Ввиду отсутствия на строительстве алюминиевого завода пара и электроэнергии работы по бетонированию различных фундаментов осуществлялись по способу термоса. В частности, укладка бетона в фундаменты торцовой стенки проводилась этим способом в конце февраля. К слову сказать, благодаря отработанным схемам бетонирования, квартиры от застройщика в москве стали доступней.
Ширина фундамента у подошвы составляет 4,25 м, а во втором уступе — 2,95 м, далее идет стенка толщиной 0,6 м с контрфорсами шириной 1,75 м. Высота фундамента составляет 4 м.
Опалубка применялась толщиной 4 см, а обшивка для засыпки опилок — толщиной 2,5 см. Бетон утеплялся засыпкой опилками слоем 15 см.
С внешней стороны фундамента для измерения температуры бетона вставляли металлические трубки на глубину до 0,25 м. Наблюдения за охлаждением бетона продолжались в течение 7—9 дней.
Результаты наблюдений за температурой бетона по 10 скважинам и значения температуры наружного воздуха. Все скважины были устроены примерно в середине верхней части фундамента; при этом часть из них приходилась на контрфорсы, а часть — на стенки толщиной 0,6 м. Благодаря обеспечению высокой температуры бетонной смеси при укладке и созданию мощной теплозащиты охлаждение бетона происходило достаточно медленно. Температура смеси при укладке на место обычно колебалась в пределах 24—33° С. На 7-е сутки температура бетона фундамента в различных точках снизилась до 0—22° С. При этом такие температуры, как 0, 1, 3 и 6° С наблюдались в скважинах, расположенных в части стенки толщиной 0,6 м, а более высокие температуры бетона — в контрфорсах. В массивной части фундамента, т. е. в нижних уступах, температурный режим был более благоприятным.
Самый нижний уступ фундамента бетонировали враспор с грунтом. Траншеи рыли перед самым началом бетонирования. Перед укладкой бетонной смеси опалубка и основание со стенками траншей в течение короткого срока обогревались паром.
Бетонную смесь подавали с бетонного завода по узкоколейке опрокидными вагонетками на расстояние около
100 м. Заполнители и воду подогревали паром от паровоза. Температура воды обычно составляла 40—50° С, а заполнителей (природная песчано-гравийная смесь) — 30—50° С. Песчано-гравийная смесь нагревалась в бункерах, расположенных над ковшами бетоносмесителей.
Над одним бетоносмесителем вместимостью 375 л находился бункер объемом 18 м3, над вторым — такой же бункер объемом 22 м3. Надо заметить, что при интенсивной двухсменной подаче бетона температура поступающей из бункера смеси значительно понижалась, а при работе только в дневную смену за ночь смесь нагревалась до 50—60° С. Песчано-гравийная смесь в бункерах нагревалась острым паром.
23 апреля 2013