Подземное и надземное зимнее бетонирование

Подземную часть массивных подушек фундаментов бетонировали на портландцементе еще при положительных температурах. Все надземные рамные конструкции забетонированы в большие морозы па глиноземистом цементе. Прочность бетона 14 МПа, активность цемента 40—45 МПа. К слову сказать, во время зимнего бетонирования, в темное время суток, на строительстве всегда использовался светильник аварийный светодиодный, который существенно упрощал работу.

Подвижная бетонная смесь изготовлялась с расходом цемента 270 кг/м3. Из материалов подогревались лишь песок (до 30—40° С) и вода (до 40—50° С). Температура смеси при выходе из бетоносмесителя обычно была равна 20° С, а при укладке на место—от 12 до 17° С. Прочность бетона рабочего состава в 28-суточном возрасте равнялась 15—16 МПа. При этом наиболее интенсивный рост прочности происходил в течение первых суток. Бетон укладывали в неутепленную опалубку, и лишь открытые поверхности плиты укрывали слоем опилок по толю.

При бетонировании первого слоя бетон, уложенный в подземной части фундамента, обогревался паром. Температура бетона на глиноземистом цементе для первого слоя составляла при укладке 20—22° С. Рабочие швы закрывались соломитовыми матами.

Контроль за прочностью бетона осуществлялся на кубиках 15X15X15 см в 7- и 28-суточном возрасте. В процессе бетонирования и в последующем тщательно следили за температурой бетона. Для замера температуры в подготовке под фундамент ставили наклонные металлические дюймовые трубки с выходом наружу, а затем укладывали бетон слоем высотой 1 —1,5 м. В среднем на каждый слой бетона ставили 3—5 трубок. Первая трубка доходила до середины сечения элемента конструкции, вторую заглубляли на 15—25 см от поверхности, а третью— на 5—10 см от поверхности. Температуру замеряли ежесуточно (до 4 раз) термометром, который опускали до требуемой глубины. По всем элементам фундамента было установлено 179 трубок различной длины.
В течение первых суток после укладки бетона температура повышлась до 30—37° С за счет экзотермии цемента, а затем охлаждение до нуля длилось 3—5 суток. Бетонирование конструкций отняло всего 7 суток. Распалубка выполнялась на шестые сутки, когда температура бетона стала ниже нуля.
Применение глиноземистого цемента обеспечило успешное и быстрое выполнение всех железобетонных работ в большие морозы без проведения каких-либо дополнительных мероприятий. Кроме того, часть цемента можно было сэкономить за счет введения тонкомолотых добавок.

Для экономного расходования глиноземистого цемента автором было предложено перейти на выпуск промышленностью гипсошлакоглиноземистого цемента. Благодаря введению гипса доменный кислый шлак вовлекается в твердение, а не служит простым разбавителем, как это наблюдалось при производстве шлакоглиноземистого цемента.

10 апреля 2013