В практике гидротехнического строительства вертикальные и горизонтальные поверхности блоков, примыкающие к бетонируемому блоку, утепляются теплоизоляционными материалами на ширину I —1,5 м от свежеукладываемого бетона. При паро- и электрообогреве бетона ширина утепляющего слоя на старом бетоне уменьшается до 0,5 м. Все металлические части, выступающие из утепленной опалубки блока, укрываются войлоком, паклей или другими материалами на расстоянии 1 —1,5 м от блока. Кстати, в некоторых домах даже электрокамин встраивается нужным образом в несущие стены и бетонируется.
Возможно также совместное введение пластифицирующих добавок и ускорителя твердения в количествах, устанавливаемых нормами и проверенных построечными лабораториями на основании предварительных опытов на местных составляющих бетонной смеси.
Температура бетонной смеси при выпуске ее с бетонного завода должна устанавливаться в зависимости от местных условий строительства. Фактические данные о тепловых потерях бетонной смеси должны определяться на основании контрольных наблюдений за температурами смеси на бетонном заводе и при укладке в блоки. До уточнения указанных данных минимальные температуры бетонной смеси при выпуске ее с бетонного завода рекомендуется назначать в соответствии с данными.
В начальный (осенне-зимний) период бетонирования при температуре воздуха до —10° С допускается приготовлять бетонную смесь на подогретой воде, не подогревая крупные заполнители, если они не содержат наледи и снега и если это позволяет тепловой баланс бетонной смеси.
Максимальная температура подогрева составляющих не должна превышать 80° С. Вода нагревается путем впуска в нее пара или при помощи электрического тока, песок — с помощью закрытых паровых батарей, крупный заполнитель — острым паром или закрытыми паровыми батареями. Весьма эффективен нагрев заполнителей с помощью сушильных барабанов или других агрегатов, работающих с использованием горячего воздуха.
При транспортировании бетонной смеси должны быть приняты следующие меры по предохранению ее от охлаждения:
а) погрузка, перевозка и разгрузка бетонной смеси должны осуществляться возможно быстрее;
б) при больших морозах рекомендуется использовать отходящие газы для обогрева кузовов автосамосвалов и укрывать перевозимую смесь утепленными покрывалами.
в) должны быть приняты меры против намерзания бетонной смеси на стенках бадей и кузовов автосамосвалов;
г) галереи магистральных ленточных конвейеров следует утеплять и отапливать; над распределительными ленточными конвейерами желательно устанавливать брезентовые покрытия;
д) помещения, в которых находятся бетононасосы, следует также утеплять и отапливать;
е) бетоноводы должны быть утеплены на всем протяжении; рекомендуется утепление войлоком или шлаковатой с покрытием пергамином или толем и обмоткой труб проволокой; отогревать бетоноводы перед началом работы следует при помощи острого пара;
ж) хоботы и виброхоботы, находящиеся на открытом воздухе, должны быть утеплены.
Ребра и углы блоков должны иметь усиленную теплозащиту, для чего их покрывают дополнительным слоем утеплителя.
Утеплять плиты-оболочки можно путем покрытия их соломитовыми или камышитовыми матами или другими утеплителями, которые крепят посредством нашивных планок, либо при помощи больших одеял (из войлока, шевелина, камышита и т. п.), натягиваемых посредством прикрепленных к ним грузов.
Все работы по утеплению опалубки и подготовке к активной теплозащите должны быть проведены до начала бетонирования блока. Щиты опалубки должны поступать к блоку утепленными и готовыми для установки. В случае резкого ухудшения погоды (похолодание, ветер), когда есть опасность замерзания блока ранее намеченного срока, необходимо принять меры к дополнительному утеплению блока или к его активному обогреву.