Карта шума микрорайона

Одной из составных частей всей документации, необходимой для разработки мер по шумозащите, является карта шума микрорайона. Имея карты шума для различных вариантов застройки, можно объективно выбрать оптимальный. При разработке карты шума микрорайона архитекторы, градостроители, врачи-гигиенисты должны решить следующие задачи:

1. Оценить шумовой режим на территории застройки (примагистральной территории).

2. Оценить шумовой режим по периметру какого-либо здания или группы зданий.

3. Определить наиболее оптимальный шумовой режим в микрорайоне при различных вариантах его планировки, застройки и благоустройства.

4. Определить самые тихие участки территории.

5. Определить зону акустического дискомфорта. Следует напомнить, что предельно допустимый уровень шума (согласно санитарным нормам СН 872—70) составляет для вновь проектируемых жилых территорий, прилегающих к магистральным улицам общегородского назначения, к скоростным, грузовым и железным дорогам, 55 дБ А. Оптимальный уровень звука для этих территорий — менее 55 дБ А. В зоне акустического комфорта уровень звука менее 45, а в зоне акустического дискомфорты — более 55 дБ А.

Для существующих жилых районов предельно допустимый уровень шума следует принимать равным 60 дБ А. Тогда зона акустического дискомфорта оценивается уровнем звука свыше 60 дБ А. В «Методике построения карты шума и оценки акустического благоустройства микрорайона» для построения карты шума микрорайона предложен шумограф (авторы Е. П. Самойлюк (ДИСИ), Д. С. Масленников (МИСИ), Л. Г. Сафонова (ДИСИ)). Шумограф состоит из двух частей, выполненных на прозрачной пленке. Первая часть представляет собой полоску, на которой нанесены линии, обозначающие относительное снижение уровня звука через 2 дБ А от проезжей части (бордюра) магистральной улицы в воздухе, т. е. без экранирующих сооружений, зеленых насаждений, влияния поверхностей и т. п.

На шумографе указаны масштаб чертежа и интенсивность движения на улице. В каждом наборе шумогра-фа для масштабов чертежа 1 : 500, 1 : 1000 и 1 :2000 имеются четыре сменные части для различной интенсивное! движения на магистральных улицах в пределах 300—700, 1000—2000, 3000—4000 и более 6000 автомобилей в час «пик», нанесена масштабная линейка и эмблема шумографа (Самойлкж, Масленников, Сафонова). Вторая часть также выполнена в таком же масштабе. От угла веером расходятся линии через 2 дБ А (—6; —8; —10; —12 и т. д.), которые дают представление о характере образования акустической тени за экраном. Процесс построения карты шума рассмотрим на примере жилой группы микрорайона, расположенного вблизи магистральной улицы с эквивалентным (расчетным) уровнем шума 72 дБ А при интенсивности движения 500 экипажей в 1 ч.

11 июля 2012