Ремонт — это комплекс операций, восстанавливающих работоспособность строительной спецтехники путем устранения возникающих в процессе эксплуатации неисправностей. Он может быть текущим и капитальным. Также ремонтом считается исправление вышедших из строя конструкций здания, установка таких элементов, как окна, кованые решетки, двери и т.д. При текущем ремонте производят частичную разборку машины и устранение возникших неисправностей в агрегатах и узлах путем их замены новыми или заранее отремонтированными. При капитальном ремонте осуществляют полную разработку машины, замену или ремонт всех изношенных деталей, агрегатов и узлов, сборку, покраску и опробование под нагрузкой.
При индивидуальном методе ремонта машин все основные, базовые части машин, детали, узлы и агрегаты после непосредственного ремонта устанавливают обратно на ту же машину. При обезличенном методе ремонтируемая машина собирается частично или полностью из агрегатов и узлов, заимствованных из оборотного фонда или новыми. В первом случае всю работу по ремонту машины выполняет чаще одна бригада. Во втором случае — несколько бригад: сборку и разборку — одна бригада; ремонт узлов и агрегатов— другие бригады. При выполнении работ специализированными бригадами значительно снижается трудоемкость и стоимость ремонта и сокращается время нахождения машин на ремонте, так как не надо ждать, пока снятые с машины агрегаты будут отремонтированы.
Индивидуальный метод ремонта применяют в небольших хозяйствах и в тех случаях, когда парк машин имеет в своем составе широкую номенклатуру строительной техники при относительно небольшом количестве однотипных машин. Для выполнения капремонта строительных машин в составе главных территориальных управлений строительства имеются районные и межрайонные ремонтно-механические заводы, специализированные по видам машин и агрегатам. Наиболее рациональным методом производства текущего и капитального ремонта является агрегатно-узловой, при котором все подлежащие ремонту детали (агрегаты) заменяются на исправные новые или отремонтированные. При агрегатно-узловом методе замена изношенных узлов может производиться непосредственно в рабочей зоне объекта. Снятые агрегаты после ремонта служат для пополнения оборотного фонда.
Планирование планово-предупредительного ремонта производится в соответствии с инструкцией по проведению ППР. Годовой план технобслуживания, а также ремонта является основным документом, определяющим потребность в рабочей силе, ремонтных мощностях, передвижных средствах, технологическом оборудовании, подъемно-транспортных механизмах, запасных частях и эксплуатационных материалах. На его основе определяются объемы работ, лимиты ассигнований для выполнения планово-предупредительных и капитальных ремонтов. Месячные Система планово-предупредительных ремонтов дает возможность уточнить заранее и согласовать со строителями время постановки машины в ремонт, дает возможность заблаговременно заготовить все необходимые для технического обслуживания и ремонта запасные части, материалы, инструменты, комплектующие изделия, а также выявить потребность в ремонтных рабочих.
3 июля 2012