Если в собираемых элементах нет контрольных отверстий, простейшим способом их соединения при сборке под сварку является прихватка, т. е. наложение коротких швов, фиксирующих взаимное положение деталей. Чтобы к ранее собранной конструкции прихватить деталь, ее нужно плотно прижать струбциной или усилием сборщика. После проверки основных геометрических размеров собранной конструкции производится непосредственная подготовка стыка под сварку, утяжка его, обеспечение проектных зазоров между кромками свариваемых элементов, очистка мест наложения швов от ржавчины, грязи и жирных пятен. Дело в том, что швы должны быть в конечном итоге так же прочны, как метеллические двери Ле-гран в Санкт-Петербурге. Очистка выполняется скребками, щетками и пламенем газовой горелки. Подготовка монтажных стыков колонн под сварку осуществляется обычно на фиксаторах. Фиксаторы — это короткие уголки со сборочными отверстиями, привариваемые по кромкам стыкуемых элементов на заводе. Порядок сборки и подготовки колонн под сварку аналогичен сборке балок. Укрупняемую колонну укладывают так, чтобы стенка ее занимала вертикальное положение. При сварке укрупняемый элемент кантуют с тем, чтобы швы варить в нижнем положении. При оформлении стыков под клепку или стыков болтового соединения особенно важно, чтобы совпали отверстия, а стыковые накладки плотно прилегли друг к другу, для чего их тщательно очищают от заусенцев, грязи и ржавчины. Все отверстия монтажных соединений, как правило, рассверливают на заводе на полный проектный диаметр.
После очистки соприкасающихся поверхностей болтовых соединений производится сборка и окончательная наводка отверстий соединяемых элементов посредством монтажных ломиков, оправок и пробок, выверка размеров и постановка постоянных болтов во все отверстия. Если в некоторых отверстиях будет обнаружено неполное совпадение, то предварительно производится рассверловка или прочистка этих отверстий. Далее гайки болтов в стыке затягивают настолько, чтобы щуп толщиной 0,3 мм не заходил в зазор между состыкованными поверхностями. Привертка болтов производится равномерно по всему стыку и повторяется несколько раз до тех пор, пока все болты не будут хорошо затянуты. В соединениях на обычных болтах усилия от одного элемента к другому передаются за счет работы кромок отверстий на смятие и стержня болта на срез. В настоящее время широко применяется более прогрессивный вид соединения на высокопрочных болтах, в котором усилие от одного элемента к другому передается за счет сил трения, возникающих между плоскостями сдвига соединяемых элементов. Столь значительные силы трения достигаются за счет тщательной очистки стыкуемых поверхностей от ржавчины, грязи и окалины, а также больших усилий затяжки болтов.
26 мая 2012