Строительная площадка должна иметь удобные подъезды и внутрипостроечные дороги для осуществления бесперебойного подвоза материалов, машин и оборудования в течение всего строительства в любое время года и при любой погоде. Особое значение дороги приобретают в условиях поточного строительства при монтаже зданий по часовым графикам. В этих случаях от своевременного устройства и качества выполнения подъездов в решающей мере зависит весь ход работ. Постоянные дороги сооружаются в период после окончания вертикальной планировки территории, устройства дренажей, водостоков и других инженерных коммуникаций. Исключение могут составлять коммуникации мелкого заложения: кабели наружного освещения, телефонизации, диспетчеризации и т. п. До начала дорожных работ необходимо выполнить работы по вертикальной планировке с таким расчетом, чтобы обеспечить защиту земляного полотна от разрушения.
Постоянные подъезды часто полностью не обеспечивают строительство из-за несовпадения трассировки и габаритов. В этих случаях устраивают временные дороги. Временные дороги строят одновременно с той частью постоянных дорог, которая предназначена для построечного транспорта, они составляют единую транспортную сеть, обеспечивающую сквозную или кольцевую схему движения. Временные дороги — самая дорогая часть временных сооружений. По данным НИИМосстроя даже при полном и своевременном устройстве постоянных проездов на сооружение временных дорог затрачивается около 1%, а с учетом стоимости ремонта постоянных дорог до 2% от полной сметной стоимости строительства. Поэтому минимизация стоимости построечных дорог является важной задачей при проектировании стройгенплана. Строительство постоянных и временных дорог должно осуществляться в порядке очередности, предусмотренной графиками. К моменту начала работ по сооружению подземных частей зданий подъезды к ним должны быть готовы.
Виды временных дорог. Для внутрипостроечных перевозок пользуются в основном автомобильным транспортом. Железнодорожный транспорт нормальной и узкой колеи находит применение главным образом при строительстве крупных объектов с развитой железнодорожной сетью. Строительство временных внутриплощадочных железных дорог осуществляется в соответствии со СНиП Ш-Д. 1—62. Применение в качестве построечного транспорта железных дорог нормальной колеи экономически целесообразно лишь при большом объеме перевозок на большие расстояния. Такие дороги обычно подводят к базисным складам, а при значительных объемах и массах конструкции — непосредственно в зону монтажа. Например, при сооружений тепловых электростанций временные железнодорожные путядромадывают в монтажную зону главного корпуса ГРЭС и по ним подают со складов и сборочных площадок материалы, конструкции и оборудование.
Построечные пути нормальной колеи ответвляются от ближайшей станции общегосударственной железнодорожной сети. Дорога может быть выполнена по постоянной или временной схеме. В последнем случае временные пути укладывают по постоянной трассе с выполнением всего комплекса работ по полотну и последующей заменой верхнего строения пути на постоянное. Железные дороги узкой колеи применяют для внутрипостроечных перевозок значительных объемов грузов, например, между карьером и бетонным заводом, лесозаготовительным участком и лесопильным заводом строительства. Строительство железных дорог осуществляют специализированные организации, а временных автодорог в промышленном и гражданском строительстве — общестроительные организации — генподрядчики. Поэтому комплекс вопросов, связанных с устройством временных автодорог, рассматривается более подробно.
25 мая 2012