Строительство автостоянок в курортных зонах

В последнее время во многих курортах страны распространился строительно-компромиссный вариант — в допустимых пределах ограничивается въезд индивидуальных автомобилей в город, для остальных предусмотрены паркинги, имеющие связь с городом на общественном транспорте.

Скопившиеся в курортной зоне автомобили используются отдыхающими в различных целях как в черте зоны, так и за ее пределами. Использование автомобиля во время отдыха в принципе обусловливают две группы факторов.
Первая группа факторов связана с функциональной организацией курорта: системой обслуживания, расселением отдыхающих по отношению к центру курорта, пляжам. Если центр курорта по уровню развития обслуживающих учреждений доминирует над остальными его частями, а доступность пляжей примерно одинаковая, то минимальная степень использования автомобилей составляет 35%, т. е. такая часть всех автомобилей, скопившихся в центральной части курорта, ежедневно используется для кратковременных поездок. Уменьшение вероятности пешеходных передвижений в центр повышает степень использования индивидуальных автомобилей до 60—65%, в том числе на долю центра приходится до половины поездок. Использование автомобилей преследует не только утилитарные цели удовлетворения бытовых потребностей. Оно расширяет возможности и формы проведения отдыха, особенно при резких изменениях погодных условий или при их неизменности, близкой к монотонности.

Вторая группа факторов, влияющих на степень использования индивидуальных автомобилей, относится к административным, транспортно-организационным мерам регулирования транспортного процесса. Для этих целей на курортах могут быть установлены ограничения. Практика показывает, что при этом уменьшается на 30% использование индивидуальных автомобилей и в 5—6 раз падает потребность в местах кратковременной стоянки. Эффект носит локальный характер, поскольку ограничения удается применять на сравнительно небольших территориях. Следует иметь в виду, что для всего курорта в таких случаях наблюдается перераспределение потока и потребности в кратковременных стоянках (до 30—50%).
По характеру использования стоянки в курортных зонах условно могут быть подразделены на следующие типы:
I — стоянки, обслуживающие прибывающих на пляжи;
II — стоянки в центре курорта;
III — стоянки у отдельных объектов обслуживания, административных зданий и т. п.;
IV — стоянки у домов отдыха, пансионатов, жилых многоэтажных домов;
V — стоянки многоцелевого назначения.

Каждый тип построенных стоянок имеет свой характер формирования нагрузки. Нагрузка стоянок, обслуживающих пляжи, возрастает постепенно, имеет ярко выраженный пик. Стоянки центра отличаются более равномерной нагрузкой, с одним или с двумя небольшими пиками. Характер использования стоянок у отдельных обслуживающих предприятий довольно схожий со стоянками центра. Только пиковый момент может быть различным в зависимости от особенностей работы этих предприятий (ресторан, концертный зал, аттракцион, магазин и т. п.). Нагрузка стоянок у домов отдыха, пансионатов, жилых многоэтажных домов совершенно иная. Здесь наблюдается не нарастание нагрузки в течение дня, а уменьшение. Стоянки многоцелевого назначения, которые используются для хранения автомобилей в течение всего периода отдыха или для размещения дополнительных автомобилей в конце недели, используются таким же образом, как и стоянки предыдущего типа (при стабилизации числа клиентов).

Для каждого из типов построенных стоянок характерна различная продолжительность паркирования. В центре среднее время паркирования составляет 1,5 ч, у отдельных учреждений — 2 ч (здесь и далее в течение периода суток с 7 до 23 ч). Паркирование у многоэтажных жилых домов (все они используются для расселения отдыхающих) в среднем составляет 4 ч, в стоянках многоцелевого назначения — 6,5 ч, а у домов отдыха 7 ч. Для вышеупомянутых типов стоянок в различных условиях среднее время паркирования колеблется в незначительных пределах. На стоянках, обслуживающих пляжи, продолжительность паркирования зависит от погоды. При благоприятных условиях оно длится в среднем 5—6 ч.

Нагрузка всех построенных стоянок в курортных городах и их зонах существенно меняется в течение года, дней недели. Некоторые из них (в основном I и V типов) большее время года пустуют. Поэтому при проектировании и строительстве стоянок следует учесть сезонность и неравномерность их использования (капитальность их строительства, универсальность эксплуатации, в том числе в совершенно иных целях). В курортных городах стоянки должны быть приспособлены к приему не только легковых автомобилей, но и экскурсионных автобусов, для которых следует резервировать около 5% всех стояночных мест.

27 апреля 2012